Программа для завучей школ, учителей, воспитателей, родителей по воспитанию нравственности
Программа для завучей школ по воспитательной работе, учителей, родителей
НРАВСТВЕННОСТЬ И СОДЕЙСТВИЕ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ
АНО ДО «Институт Самоопределения и Развития Человека»
на основе программы"Талантория"
(полный вариант присылается по запросу)
Сущность воспитания Нравственности – это настройка на жизнь по Совести.
И в первую очередь – это тема жизненного Выбора, как поступать: по Совести или против Совести. Поэтому Воспитание нравственности – это развитие и укрепление душевного «иммунитета» у детей ко всему злу, которое есть в мире, и с которым им неизбежно в той или иной мере придется столкнуться.
Критерий того, что человек действует по Совести – состояние умиротворения, ясности сознания и проявления Бытийности (Высшее духовное начало проявляется в виде проявления качеств Бытия).
Сущность Самоопределения – устойчиво пойти самому и другим помочь пойти по Жизненному Пути согласно своей Совести. То есть делать в жизни то, что ты не можешь не делать. То есть что велит только твоя Совесть тебе делать.
Путь свой – в Творчестве и Служении миру и, людям, и этот путь сложен - это все равно что идти по тонкому канату или лезвию бритвы – на нем нужно удержаться.
Критерий того, что человек самоопределился – в том, что человек находит свое Дело Жизни, внутри которого он нравственно возвышается, совершенствуется, искренне радуется и к нему все живое тянется само. Он становится как маленькое солнце среди людей и природы.
Самое сложное на этом пути – не возгордиться и не присвоить себе лично все заслуги, которые потом получаешь, и энергии, которые внутри этого дела ты проводишь. Много людей становится на свой Путь и срывается с него именно из-за гордыни присвоения результатов.
Эта программа– про возвращение к исконной человеческой мудрости и Истокам, возвращение от искаженных понятий к понятиям истинным, глубоким.
Каждому воспитателю нужно начать с Себя. Нравственности невозможно обучиться. Нужно стать нравственным.
Воспитание– это в-ось-питание, то есть усилия души человека, направленные на питание своего внутреннего мира, своей оси или стержня, формируемого поступками По-Совести. Нравственность – то, что нравится и приятно Духовной природе человека, то, что исходит из Совести. Нравственные качества, или добродетели – это качества Доброделания человека, проявляющиеся через него в его поступках, мыслях, словах, когда он поступает по Совести. Совесть – это навигатор человека по жизни.
Соответственно, каким должен Стать воспитатель Нравственности:
- первое– примером своих внутренних выборов По Совести.
- второе - любящим людей (а дети тоже люди) коммуникатором «От Сердца к Сердцу» с каждым человеком и каждым ребенком. Каждый свой посыл, импульс ему нужно научиться отправлять к сердцу другого человека от своего сердца.
- третье, чем должен Стать воспитатель – примером осознанности своих поступков, примером понимания причинно-следственных связей, примером полного исправления своих ошибок и неправильных поступков, и постоянного очищения от того, что мешает внутреннему умиротворению и ясности сознания.
Колоссальная проблема сегодняшнего социума состоят в том, что люди больше живут механистично и функционально (функционируют или выполняют различные функции в своей жизни и сосредоточены на выполнении функций), и не живут «в Полную силу»: человек проявляет лишь крошечную толику своей реальной силы. Социум не стимулирует людей открыто проявлять свои чувства единения, любви, счастья, сострадания, радости, миролюбия, сопричастности; открыто проявлять силу духа, смирение, творчество, свободу, вдохновение и спонтанность созидания, интуицию, милосердие. Наоборот, социум направлен на то, чтобы заглушить эти чувства и высшие добродетели у детей. Это не вина никого, это беда социума. И беда эта обусловлена тем эволюционным этапом, в котором мы находимся, этапом мощнейшей подмены понятий и искажения реальности из-за забвения своей истинной, целостной (духовно-материальной) природы.
Социум, культивируя привязанность к материальному, подменяет Вечные Ценности, или Высшие духовные понятия:
- любви – на влюбленность, сентименты и сексуальность
- сострадания – на жалость
- радость – на эмоциональные выплески веселости
- смирения (Высшей Воле, о которой человеку говорит его Совесть) – на послушность чужой воле
- силу Духа – на крутость, «звездность», раздутое тщеславие и манию Величия
- счастье – на удовлетворенность и довольство
- интуицию и проницательность – на развитые парапсихологические способности
- миролюбие – на конформистскую бесконфликтность
- сопричастность – на сплетни, обсуждения, и безучастное показушное сопереживание
- творчество – на манипуляции с собой и с другими
- свободу - на вседозволенность
- мужество – на фанатизм идеологический, концептуальный, убежденческий, на лже-патриотизм
- вдохновение – на эйфорию от придумок, порожденных желанием произвести впечатление
- созидательную спонтанность – на порождение искусственного и нежизнеспособного
- единения – на иллюзию привязывания себя к кому-то и к чему-то…
Воспитание нравственности возвращает великим понятиям их исконный смысл и учит проводить эти понятия в жизнь, проявлять эти качества в жизни.
Когда человек через свои мысли и намерения, деяния и недеяния, слова и молчание начинает проявлять эти Величайшие понятия, он обретает Целостность (единство духовного и материального), Мудрость, и благую помощь Мироздания во всех своих устремлениях. И становится счастлив, и реализуется полностью в жизни, и справляется с трудностями и не ломается при помощи разных зависимостей: алкоголей, наркотиков, и прочего…
Поэтому эта программа – еще и про устойчивость к различного рода зависимостям.
Привить (как прививку для иммунитета) чистые понятия, чистые критерии, чистые принципы - нельзя. Их можно обнаружить в глубоком внутреннем исследовании в процессе осознания происходящего с тобой в жизни.
Если человеку что-то «прививается» извне, это становится убеждением, навязчивой идеей, концепцией, парадигмой жизни, которые в итоге мешают жить и ослабляют Силу Жизненности в человеке.
Если человек (ребенок или взрослый) осознает эти принципы сам, как бы «доставая их изнутри» своего внутреннего мира, это становится сущностью его внутреннего стержня, который невероятно трудно со временем сломать, и люди с таким мощным стержнем очень жизнеспособны и увеличивают свою Силу Жизненности.
Наша программа по Воспитанию Нравственности и Самоопределению построена на основе программы «Талантория» команды партнеров «Becomealive».
Талантория– именно про Талант Жить на 100%, про поиск своего верного Пути в жизни, и про устойчивость на этом Пути. Программа реализуется с 2016 года в работе со сложными подростками, в работе с семьями в неформальной среде, в работе в детских оздоровительных лагерях, в подготовке ведущих.
(Далее термины: Самость – Высшая духовная сущность человека).
I. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель реализации программы: подготовить Воспитателей Нравственности и помощников в Самоопределении детей и подростков из числа тех, кто готов служить во благо как можно более полной их жизненной реализации, человечности и целостности. Программу могут пройти только те, кто является воспитателем нравственных начал в человеке по своему призванию, и хочет вложиться в подготовку детей к будущей взрослой осознанной жизни, проходящей в постоянном развитии.
Основное содержание программы. Вводный курс. Продвинутый курс.
№ п/п |
Название |
Краткое содержание |
Вводный курс, в часах: |
Продвинутый курс, в часах: |
Введение |
||||
1.1.Кратко суть программы |
Сущность процесса воспитания и самоопределения. «Главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Анализ различных подходов к воспитанию и самоопределению. Уровни сознания человека.Проявление Добродетелей. С-о-стояться – главное в жизни. Способы привести детей к честности перед самим собой, постоянномусамовоспитанию и самообучению, самостоятельности, самопознанию, саморазвитию, самодисциплине, самоорганизации, самоотдаче, наблюдению,самонаблюдению и саморегуляции, самоопределению личностному и профессиональному, творчеству через направление внимания. Необходимость разработки своего подхода и методов работы Необходимость перехода с уровня оценивания на уровень проявления бытийности и действованию из состояний. |
3 |
3 |
|
2.От ментальных конструкций, концепций, проторенной дороги опыта, идеологий и парадигм к осознанию необходимости развития БытийностиЧеловека и привычки жить в условиях неопределенности. |
Эволюция сознания людей. Сознание определяет Бытие (как живем). Бытийность (внутренние состояния) определяет Сознание. Специфика работы воспитателя и помощника в самоопределении в современных условиях. Нравственное мировоззрение Важность неопределенности для постоянного совершенствования и развития нравственных критериев Методы помощи детям в самовоспитании. Совместная деятельность Давать выбор. Озвучивать последствия. Задавать правильные вопросы. Искреннее участие Обратная связь по запросу Открытая рефлексия. Делиться своим сокровенным Генерация других методов |
4 |
3 |
|
1.2 |
1.3.Ключевые факторы в воспитании нравственности и помощи в самоопределении |
Мы все родились, чтобы реализовать своё призвание и предназначение, состояться исправитьсясо всеми необходимыми нам задачами. А справиться мы можем только благодаря опоре на внутренний мир – источник всех знаний и добродетелей. Поэтому в программе в дальнейшем понятие «справиться» является ключевым понятием всего процесса становления личности.Понятие «состояться» является ключевым итогом всего процесса становления (воспитания и самоопределения) личности. Исследование понятия «Доверие». Доверие возможно только к самому себе, в том, что я справлюсь. Доверие – это выбор и возможность. |
2 |
1 |
2 |
2.1.Самопознание.Личностные особенности. «Какой я? Как я устроен? Что у меня есть в распоряжении из инструментов развития?» |
Волевая сфера.Ценностно-смысловая сфера.Чувственная сфера. Разумный интеллект. Рассудочный интеллект. Эмоциональная сфера. Эмоциональный интеллект Витальная сфера. Телесный интеллект. Коммуникативные способности Единство общечеловеческих мотивов. Развитие интуиции Ресурсное состояние. Ресурсы человека и общества; Распознавание и различение. Вибрации. Резонанс. Мировоззрение. Намерения. Стремления. Цели. Ассоциативное мышление Игра что общего между… и ….? Универсальные законы, определяющие происходящее с нами.Понятие об универсальных законах и исследование их проявления в жизни Чувство меры. Золотая середина. Синергия. Переход количества в новое качество. Работа с пространством. Работа со временем. Эго и Самость. Эго деградирующего человека и Эго развивающегося человека. Таланты и востребованность талантов Иллюзорность нашего восприятия. Работа органов чувств. |
12 |
12 |
2 |
2.2.Саморазвитие и самореализация. «Что мною движет? Куда направлен мой вектор развития?» |
Мотивация к развитию. Внутренняя мотивация и внешние побуждения. Самоконтроль за своими намерениями. Именно они определяют жизнь человека, поэтому они должны быть нравственными, чтобы человек совершенствовался, постоянно становился лучше. Методика «Жизненная Необходимость». Волевая и Ценностно-смысловая сфера. Понятие о доминирующих качествах и о реализации этих качеств. Жизненные ценности и цели. Методика «Иерархия жизненных ценностей и соответствие их целям». |
6 |
3 |
2 |
2.3.Самодисциплина и самообучение «Какие уроки я могу извлечь из своей жизни, чтобы лучше справляться с происходящим и с собой? В чем еще можно улучшить себя?» |
Самодисциплина – способность к самообучению на примере своих ошибок и побед. Из элементарного нежелания повторения тяжелых последствий своих некорректных поступков, мыслей и эмоциональных реакций, человек методом проб, ошибок и удач, извлекает уроки из происходящего. И благодаря этим урокам начинает глубже понимать смысл и ценность происходящего для своей жизни, и делает правильный выбор. Обязанности. Навязанные обязанности, и обязанности, принятые из чувства долга Чувство долга. Ответственность – не груз, а наш ответ на приходящую необходимость. Справедливость и милосердие к самому себе. Моральные принципы. Формирование собственных морально-этических понятий о взаимодействии с социумом и миром. Дисциплина = учение, следование определенным принципам. Самодисциплина – самостоятельный процесс извлечения уроков из жизненных ситуаций, который позволяет произвести оценку и коррекцию выбранного пути. Следую ли я своему пути или отклонился в сторону? Интерес и ценность жизни, возникающие в процессе внутренних изменений к лучшему, происходящих благодаря постоянному осознанию, извлечению уроков из жизни. Критерии улучшения себя, «возделывания и взращивания» себя. |
5 |
3 |
2 |
2.4.Самостоятельность «С чем я могу справиться? С чем я хочу справиться?» |
Важность попыток и усилий. Важность ошибок и побед. Устойчивость в мотивации развития. Жизненная стабильность – не критерий самостоятельности, а наоборот, «костыль» и тормоз для развития. Генерация игровых практик и упражнений на самостоятельность. |
2 |
2 |
2 |
2.5Самоорганизация «Как должна быть устроена моя жизнь, моя среда, чтобы я справился с тем, что мне необходимо / что я хочу?» |
Самоорганизация как показатель личностной зрелость. Способность наполнить время и пространство своей жизни со-образно своим намерениям и стремлениям. Синхронизация во времени. «Аскетизм» пространства. |
2 |
2 |
2 |
2.6.Самоотдача и открытость миру «Как и где я могупринести пользу миру бескорыстно, чтобы другие тоже справились? Какие мои импульсы самые честные и искренние? Что,как я чувствую, является необходимым здесь и сейчас этому миру?» |
Почему важно помогать только тем, кто нуждается в помощи. Как различить нуждающихся и использующих других. Милосердие и сострадание – хождение «по лезвию бритвы». Развитие внутренних критериев Блага, которое творится с помощью одного человека для кого-то в мире. Корысть и бескорыстие. Исследование намерений и внутренних стремлений. Прогресс и регресс. Почему мы прогрессируем в жизни только тогда, когда имеем чистые намерения и стремления, свободные от своего эго. Естественность стремления к балансу. |
5 |
5 |
2 |
2.7.Наблюдение,самонаблюдение. Саморегуляция «Что происходит внутри меня и во вне? Как я реагирую? Как воспринимаю происходящее? Какие выводы можно сделать из этой ситуации (мудрость)» |
Чувствительность. Слушать и слышать. Смотреть и видеть. Внимательность и включенность. Рефлексия – как инструмент самопознания. Упражнения для рефлексии: 1) Зеркало, 2) Веревки/паутинка, 3) рефлексия вечером со свечами. Выявление закономерностей собственного поведения с целью знания и коррекции их (управления самим собой) |
6 |
6 |
2 |
2.8.Самовоспитание «Какой смысл я вижу в своих поступках? Насколько я вижу и использую возможности для проявления моих добродетелей? Что мне мешает проявить добродетели и как это преодолеть?» |
Познание и проявление добродетелей в самом себе. Извлечение смыслов и осознанность. Познание не-добродетей как отсутствие проявленной добродетели раскрытие мотивации к развитию у ребят благодаря пониманию принципов устройства мира. Игра про честность. Зачем нужна честность перед самим собой (игра спецназовцев) Аскетика. Умение опереться на свои границы. Как перестроиться с вредных привычек на добродетели Свобода в своих границах. Опора на границы. Безграничная свобода. Опора на безграничность. Культура и культурный код. Метод движения в неизвестности, или в «голубом океане». Бесконфликтность и нетоксичность. |
10 |
10 |
2 |
2.9.Личностное Самоопределение «Кто я? Зачем я? Ради чего я?» |
Познание Самости и проявления Самости Эволюционный процесс развития Души и Сознания. Предназначение человека. Социальный и эволюционный вектор развития. Призвание человека. Индивидуальный вектор развития. Отсутствие выбора и внутреннее водительство. 12 методик личностного самоопределения. Методика определения Призвания «Эссе о счастье». |
5 |
5 |
2. |
2.10.Профессиональное самоопределение «В какой деятельности я могу реализовать самые сильные качества своей личности? Без какой деятельности я не могу жить?» |
Принципы построения методик профессионального самоопределения. Профориентационная методика определения Призвания «Продюссерский центр» Глубокое исследование профессий с задачей определить, чем дышит и живёт та или иная профессия; SMART. Тактика – прописываем шаги к целям. *(По возможности) Экскурсия уникальному человеку. Испытания себя: Мыслительный труд. Творческий труд. Труд в деле милосердия и сострадания. Выявление талантов другого человека и своих к той или иной профессии |
4 |
4 |
3 |
Практические модули |
Исследования. Разработки. Совместная практическая деятельность. |
||
3 |
3.1.Творчество через направление внимания. «Что я не могу не делать? Что меня вдохновляет?» |
Состояние доверия Своему внутреннему Мастеру. Проявление доверия миру и риск. Состояние бытия Творца. Жажда состояния проводничества новых возможностей в этот мир. Духовные ценности, ведущие в творчестве Как достигается уникальность результата творчества. Истинно творческое состояние не приводит к присвоению результатов творчества |
6 |
6 |
3. |
3.2.Жизненное Мастерство и Мастерство в своем деле «Что я могу передать другим? Чему могу научить других?» |
Мастерство душевности. Скромность и радость. Совместная проработка «Agile» Манифеста Помощников в Самоопределении, переработанного под наш контекст Передача жизненного мастерства. Наставничество. Деятельность на этапе жизненного Мастерства. ПризваниеМастеров. Кодекс чести, или Кредо Мастера. 3 этапа становления Мастерства.Разработать кодекс чести нескольких профессий как признак Мастерства; Выйти на цель, достойную всей моей жизни. Достоинство. Письменная работа (например):«А достойная моей жизни цель - какая?». Как законы работают через жизнь Мастеров. |
6 |
18 |
4. |
Итоги, рефлексия, и определение своей траектории развития |
Ответы на вопросы, что осталось за пределами программы Индивидуальные траектории развития участников. Обратная связь участников и предложения по развитию программы |
2 |
2 |
ИТОГО ЧАСОВ практической групповой и индивидуальной работы, минимум: |
80 |
85 |
Программа "Талантория" реализуется на базе АНО Дополнительного Образования "Институт Самоопределения и Развития Человека" и командой "Талантории". На сегодняшний день мы являемся Экспериментальной площадкой Федерального Института Развития Образования - ФИРО / РАНХИГС. АНО ДО "Институт Самоопределения и Развития Человека" создан с целью передачи накопленного опыта в самоопределении и профориентации всем заинтересованным и готовым к этой работе людям |
|
|
|
|
|
|